Проект фонда «Фонд Поддержки Шахматного Творчества»

Шахматные задачи

шахматная миниатюра №72

Шахматная миниатюра № 72
Мат в 2 хода. 4 + 3= 7

Решение шахматной миниатюры

Александра Костенюк в прямом эфире «Эхо Москвы»

Эфир ведут Матвей Ганапольский, Алексей Осин, Николай Тамразов, Елена Кандарицкая.

МГ: Вот сидит девушка такая, я в этом ничего не понимаю.

АО: В девушках?

МГ: В девушках, которые в шахматы играют. При Тамразове вообще очень смешно на эту тему говорить, поскольку мы понимаем, кто тут. Здесь же находится ее папа, К. Костенюк. Он юный, и она как ты сказал, что папа за юношескую играет, а она за детскую?

НТ: Папа, во внешнему виду, может абсолютно точно играть за юношескую команду

АО: А Саша — по мастерству — может играть за взрослую.

НТ: Она это и делает, между прочим.

МГ: Сидит девушка, ей 17 лет, шахматистка. Как с ней разговаривать, я не понимаю. Если бы просто сидела 17-летняя девушка, это одно, но я, честно говоря, в растерянности, я не знаю как быть. Говорить с ней о шахматах? Ну да, ну она расскажет, чего-то произошло.

АО: Ну, произошло просто явление уникальное, как я полагаю. Вообще такого сложно припомнить в истории, наверно, даже мировых шахмат, когда финальный матч на первенство мира не содержал в себе ни одной ничьи, из 8 партий не было ни одной ничьи. И Саша, я уже извиняюсь, что в третьем лице, и в финале, и в полуфинале, играя против гораздо более опытных гроссмейстеров-женщин, несколько раз спасала совершенно непостижимое положение партий. Скажем, финальный матч на первенство мира по этой системе, по системе ФИДЕ, проводится сначала из 4 партий с классическим контролем. Саша сначала выиграла, потом две партии проиграла китаянке Чжу Чень. И потом, в последней 4-й партии, чтобы продолжить борьбу, ей нужно было черными по заказу выиграть у весьма неслабой соперницы, которая в итоге стала чемпионкой мира. И вот Саше это удалось сделать. Как это ей удалось, я до сих пор понять не могу, пусть сама расскажет, кстати говоря, и про другие подвиги, в более ранних турнирах, когда такие вещи ей удавались. У нас вообще в спорте, если обобщить, таких спортсменов, с такой железной концентрацией воли я вообще давненько не припомню. В решающий момент ломаются даже такие люди, как Карелин, даже такие люди, как Кабаева, то есть люди, которые все уже выиграли в своей спортивной карьере, и они ломаются, они проигрывают, когда давление на них психологическое велико. А вот Саше удается.

МГ: А вот она и сейчас сидит сконцентрированная. Она не улыбается. Она думает, что тут сейчас интервью у нее будет. Да просто сели поговорить. Тяжело в шахматы играть?

АК: Тяжело.

МГ: А что тяжело? Ведь это игра ума, по сути.

АК: Всегда с какого-то уровня становится тяжело играть. В любом виде спорта, чем выше вы поднимаетесь, тем тяжелее. И шахматы не исключение.

МГ: Но ведь это просто, на мой взгляд, некий полет фантазии, когда вы представляете себе, независимо от уровня соперника, который сидит перед вами, что может быть дальше. Это какое-то искусство удивительного прогноза.

АК: Этот полет фантазии очень больших сил требует и физических, и моральных. Просто после партии, если соревнование, если соперники одинаковые, если партия много значит и если ты не имеешь права совершать ошибки, то опустошение после партии, просто без сил встают люди. И на следующий день ты понимаешь, что снова надо играть, то есть надо эти силы как-то восстановить. Это очень трудно.

МГ: У меня есть вопросы, которые мне очень интересны, я, кстати, никогда не говорил на эти темы. Ведь вы имеете дело не персонифицировано с игроком, который сидит перед вами, а с шахматной доской. В принципе, вы могли бы просто его закрыть, и его рука высовывается, он делает ход. Вы ощущаете человека или только шахматную доску? И этот человек чувствуется, он как-то влияет на вас? Как это?

АК: Вообще, конечно, идеально, когда идет борьба против шахмат. Но так как все же против тебя сидит человек, на самом деле, чувствуется, что это человек, и порой чувствуется, что за решение он примет, потому что все же это человек, а не компьютер. То есть можно почувствовать. И шахматы — не только игра на шахматной доске, но есть и околошахматные игры, есть и психологические тоже игры.

МГ: А что это значит? Вы видите, как он потеет?

АК: Нет, почему? Это уже физиологически Просто чувствую на каком-то уровне, куда идти, на какой вариант. То есть это тоже большое значение имеет. То есть в какой-то момент, когда уже не можешь отгадывать, что-то сдает, то проигрываешь много в чисто психологическом плане решить, какой дебют играть, что будет неприятнее для соперника, ведь надо понять это.

ЕК: Как вы восстанавливаетесь после турнира, что вы делаете?

АК: Такой стройной системы восстановления после шахматного соревнования как-то я еще не знаю, знаю, что существуют у спортсменов такие системы.

ЕК: Вы слушаете музыку, отдыхаете, гуляете, катаетесь на коньках?

АК: Просто как отдых если, то много, это зависит от времени года. Сейчас я наконец-то лыжи купила, все хочу на лыжах кататься. У меня много интересов. Обычно да, если я дома, я или радио слушаю, или читаю книгу, или я иду гулять, но обычно я активные прогулки предпочитаю просто прогулкам, потому что я не понимаю, как можно просто гулять, просто идти и гулять. Мне нужна какая-то цель.

МГ: Не забудем, папа здесь. Вся же жизнь поломалась или изменилась, да?

КК: Изменилась, да.

МГ: Но это же кошмар.

КК: Кошмар.

МГ: Вы по профессии кто?

КК: Я профессиональный военный.

МГ: Спокойно делали бы, клепали бы свои ядерные боеголовки и не занимались бы ерундой. А сейчас такое создание и надо что-то заниматься И вся жизнь наперекосяк.

АО: Так лучше делать чемпионов мира, чем ядерные боеголовки.

МГ: Это смотря в какой политической ситуации. Раньше дочь — сиди и все. А теперь то водички принеси, с утра стала голова тяжелая

НТ: Он мне вообще напоминает Тараса Бульбу. Я вот сейчас смотрю сидит передо мной Тарас Бульба, который сказал: «Я тебя породил, я тебя и убью». Так вот, он родил замечательное совершенно создание, так он же и убил ей жизнь, она же теперь, наверно, не знает жизни. Расскажите, есть жизнь у вас?

АК: Есть нормальная жизнь. Я учусь в академии, я занимаюсь шахматами. Нельзя сказать, что я такое существо

МГ: А в дискотеке когда была последний раз?

АК: Летом, но не в Москве.

НТ: Но отца-то ненавидите за то, что отобрал детство? Честно.

АК: Нет, просто он открыл совсем другую сторону жизни. Что вы думаете, лучше такое великолепное детство, потом школа, потом дискотеки? Я не уверена. У меня есть интерес, у меня есть цель в жизни и очень насыщенная жизнь, и мне это нравится.

МГ: По-моему, она в тяжелом состоянии, по-моему, уже надо выводить из него.

ЕК: Я знаю, якобы у вас даже есть такие намерения, вы хотели быть фотомоделью, вы участвовали уже в этом Или это просто сплетни?

АК: Это не совсем сплетни. То есть было такое. Я давно мечтала попробовать. Я всегда шутила, что ростом я не удалась, то есть фотомодели из меня точно не будет, но потом «ФИДЕ Коммерс» заказала форму одежды Ольги Фишиной, и меня пригласили как модель. То есть я была счастлива очень, меня снимали, фотосессия была, то есть, мне очень понравились некоторые фотографии

МГ: В Интернете она в шляпе очень красиво.

АК: Вот это как раз с той фотосессии.

МГ: Я как раз к папе. Вы несчастный человек или счастливый? Когда у девочки это началось нехорошее дело?

КК: Шахматы? В 5 лет ровно я начал учить ее играть. И с 5 лет с ней занимаюсь.

МГ: То есть сначала так, потом начала вас обыгрывать. Или как произошло?

КК: Даже трудно сейчас припомнить, когда это произошло. Наверно, в районе 7-8 лет, в общем, она уже на равных, как минимум, начала.

МГ: И что произошло дальше? Вы почувствовали: она хорошо играет

КК: А дальше надо просто развивать талант. Я почувствовал, что это огромнейший талант и если я не приложу усилий, чтобы этот талант был развит и дальше, то, наверно, мне как отцу будет грош цена.

ЕК: Вы занимались шахматами. Может быть, то, что у вас не получилось, амбиции, может быть, они перешли к дочери? Может быть, вам хотелось то, что не получилось у вас, передать ей или чтобы воплотилось в ней?

КК: Может быть, да. Отчасти вы, конечно, правы, в этом действительно есть определенная логика. Но вообще-то у меня в жизни, по большому счету, очень много чего получилось, поэтому

МГ: «СС-200», о них не будем сейчас.

КК: СС не СС, но я закончил военное училище, уже в 20 лет я был лейтенантом, потом я закончил военную академию в Москве, причем без четверок, с пятерками.

НТ: У них это наследственное.

КК: И когда я защищал диплом в военной академии, я уже в дипломе имел 4 авторских свидетельства на изобретение. Для кандидатской диссертации, если одно или два авторских, это считается уже много.

АО: У меня, например, не было, могу признаться, ни одного причем.

КК: У меня было 4 авторских, которые лежали в дипломе просто-напросто, и через год у меня была фактически написана диссертация.

МГ: Алеша, а что собой представляет госпожа Костенюк как шахматист? На кого она похожа?

КК: Честно говоря, я сам не могу составить предложение, потому что я играю гораздо хуже, даже в 10 раз, я не являюсь вообще никаким экспертом в шахматах. Но я спрашивал людей знающих, они говорят, что Саша напоминает Михаила Таля. И пусть она сама скажет, как.

МГ: Поскольку и не шахматам посвящено, а просто интересным людям, какие у нее капризы? Ведь дело в том, что девочка-то растет, 17 лет, переломный возраст, она же с такой скорбной миной ходит-ходит и пальцы раскидывает, это же такое дело

КК: Нет. Я не знаю, чья это заслуга, но она очень хорошо воспитана.

МГ: Ремня заслуга?

КК: Нет. Она действительно хорошо воспитана, и мне нравится Во всяком случае, по сравнению Трудно вообще сравнивать с кем-то, но я доволен ее воспитанием. Своим, наверно.

ЕК: А роль мамы в жизни Сашиной?

АК: Папа же со мной в пять лет начал заниматься шахматами, мы вместе ездили везде, а мама она, во-первых, когда мы приезжаем с турниров, естественно, уют дома И просто я сейчас жила дома во время чемпионата мира, и каждый день, когда я возвращалась домой, мама, во-первых, и болела за меня, она с работы ушла на время чемпионата, у нее проблемы были, потому что долго

КК: Она работает в очень серьезном заведении.

МГ: Что, сидит в зале и смотрит?

АК: Да. И мама же не понимает в шахматах. Когда папа меня начинал учить шахматам, мама вообще представления не имела. А тут — с кем поживешь Она уже начала детей учить, как в шахматы играть. То есть мама сама в классическом пансионе, дошкольное воспитание, заведует, и она начала детей учить, тоже группу взяла. Но все равно

МГ: Ты не боишься, что скоро ты встретишься с ней за игровым столом?

АК: Нет. Мама говорит я вообще не люблю. Там же были экраны, и я однажды на экран посмотрела ой, чего-то не хватает. С тех пор я А вроде ты сидишь ты нормальная, то есть не скажешь по тебе, что так все плохо.

МГ: То есть она посмотрела на экран?

АК: Посчитала фигурки, не знаю, говорит — все, больше я на этот экран смотреть не буду, я буду смотреть только на вас. Потому что, как мама говорит, ей интересно просто наблюдать за шахматистами, говорит это так интересно. Допустим, я сама не знаю, но кто-то играл, мама говорит, так он постоянно буфет был бесплатный он постоянно бегает, возьмет тарелочку с пирожным, раз вниз, и у него к концу партии целая стопка этих тарелочек.

МГ: Причем половину же берет с собой в номер.

АК: Может быть.

МГ: А ты пользуешься этим буфетом?

АК: Честно говоря, этим буфетом я два раза пользовалась, но мне не нравится.

АО: Какой-то страх в голосе. А что там подают?

АК: Там пирожные, чай.

МГ: А вот вопрос — что там подают и как организм сработает на волнение, предположим.

АК: А ведь допинг-контроль был на чемпионате мира.

АО: Многие рискуют, Саша может подтвердить, приносят с собой водичку, чай, кофе, может быть даже с коньяком.

АК: Да, я сок приносила. А сейчас ограничение на кофе ввели, не больше 4 чашек в день.

МГ: Дело в том, чтобы вы знали, что такая же ситуация, предположим у ведущих. Вот если, например, я записываю «Детектив-шоу», то упаси боже поесть чего-то в момент высокой нагрузки или волнения. Может не так сработать, и тогда вся запись пойдет Поэтому что там стоит

АК: Нет, это человек, лично как он переживет. Потому что я играла, и наблюдаешь ест и ест во время партии. То есть на некоторых волнение действует так, что хочет кушать, наоборот. А я когда занимаюсь и просто тренируюсь, я ем.

МГ: Ты, как Долина, помнишь о калориях.

АК: Нет, никогда. Во время занятий чего я только не съедаю! Я приношу к началу занятий пакет печенья, к концу этого пакета уже не стало. А во время партии чтобы что-то поесть как-то не хочется.

ЕК: Столько достоинств у Саши, но я сейчас смотрю, передо мной лежит книга. Саша написала книгу, она называется «Как стать гроссмейстером в 14 лет». Саша сама написала эту книгу, она скоро выйдет, я так понимаю

МГ: Папа писал, мама редактировала. Что я не знаю эти дела?

КК: Нет, она сама писала.

ЕК: Можно человека, который абсолютно не умеет играть, по вашей книге научиться?

АК: И создавалась эта книжка как учебник, это и есть книга-учебник, чтобы дети маленькие, само название предполагает

МГ: Нет, это наивно.

АК: Это, естественно, наивно.

АО: А в шахматы можно научиться играть? Или тут предрасположенность играет главную роль?

АК: Можно, конечно. Почему нельзя? Если человек хочет

АО: Но что кони ходят буквой «Г», я тоже знаю. Но в принципе

АК: Ну, если человек хочет, почему он не может?

АО: Или еще такой вопрос. Можно же играть на гитаре, не зная нот. Можно хорошо играть в шахматы, не зная, что это испанская партия, это «дебют 4 коней» и так далее

АК: Можно. То есть это будет свидетельствовать, конечно, об уровне шахматного образования, но, в принципе, можно, могут быть такие

МГ: А что, кстати, дает шахматное образование? Что это — шахматная школа?

АК: Это очень многое.

АО: Первые 10 ходов вы не думаете, вы просто знаете.

МГ: Вы знаете, как играли другие в подобных ситуациях. Но ведь ситуации каждый раз другие.

АК: В том-то и дело. То есть чем больше вы читали, чем больше вы разбирали партии, тем больше у вас багаж знаний. А надо не только иметь знания — надо уметь ими воспользоваться. Вы правильно сказали, в дебюте, допустим, очень проанализировано. Но вы же имеете позиции, вы играете дебют, сколько-то ходов вы знаете, а потом начинается самостоятельная игра. Но если вы что-то читали, что-то знаете, у вас может откладываться в подсознании, как действуют планы игры в такого рода позициях, при такого рода структурах, то есть это очень помогает. Потом, существует дебютная база, чем больше дебютов, можно варьировать, метаморфозы различные, существует и эндшпильная база, то есть когда эндшпиль, чем больше позиций известно, то ясно, к чему стремиться.

МГ: Пришло много вопросов на пейджер. Интересно. Получается, что если сидят две Саши Костенюк, клонированием мы сделали вас, вы знаете, одинаковое количество дебютных партий, какой-то одинаковый уровень импровизаций, но любая ваша импровизация на шахматной доске — сразу это вспоминает, кто играет. Так что же все-таки определяет в данном случае победу умение импровизировать на шахматной доске или количество запомненных партий?

АК: Количество заполненных — это какая-то база. Не может база знаний все решить. Потому что когда идет партия, надо помнить, что, помимо чисто шахматных конкретных знаний, существуют еще привходящие обстоятельства, которые действуют. Во-первых, шахматы, как мы говорим, спорт, и если партия затянется, если она долгая, то кто первый начнет совершать ошибки, кто первый начнет ошибаться. То есть очень много можно придумать такого рода деталей, которые в конечном итоге повлияют на результат.

АО: Я воспользуюсь служебным положением спортивного обозревателя. Саша, много споров идет по поводу локаут-системы, нынешнего состояния шахмат и как проводятся чемпионаты мира. Вам нравится такая система? Или вы считаете, что классические матчи все-таки предпочтительнее?

АК: Если мы хотим идти в ногу со временем, мы же понимаем, что вряд ли сейчас, при такой скоротечной жизни, кто-то будет сидеть и смотреть матч, где каждая партия длится 7-8 часов, и плюс еще с откладыванием. То есть чемпионат мира этот явно показал, насколько более зрелищны шахматы, когда идет локаут-система. Вот играли матч параллельно Каспаров с Крамником. Во-первых, мы должны вспомнить, что кроме классических партий, кроме 4 у них были и быстрые, и блиц. То есть они тоже согласны, что не только классикой они хотят привлечь. Но приходят люди туда, они соглашаются на ничью. Понятно, что они гроссмейстеры суперуровня, они понимают, почему они согласились. Но согласитесь, люди пришли посмотреть на борьбу, они хотят увидеть борьбу, они хотят увидеть эмоции, они хотят почувствовать это все. Или они пришли в Кремлевский дворец, где мы играли. Но там, мне кажется, так было интересно. Там, во-первых, были люди всех стран мира. То есть пришел человек, ему интересно увидеть: вот девочка из Ирана, как они там ходят, вот индус известный вроде чемпион мира То есть интересно людям.

МГ: Но ведь, по большому счету, шахматы это не шоу, тут же самоценна сама шахматная игра.

АК: Накал борьбы, согласна. То есть понятно, что страдает сам уровень партий при таком контроле, то есть все-таки мало. Полтора часа до конца плюс 30 секунд

МГ: Осилите партию в 7 часов?

АК: Спокойно, я начинала так.

МГ: Вопросы с пейджера. «Из призеров с детского первенства Москвы 91 года двое стали знаменитыми Грищук и Костенюк. Знает ли Саша, как сложилась судьба остальных ребят Кунин, Новиков, Долинский?» спрашивает Владимир.

АК: Я не знаю, как их судьба, я не про всех могу сказать. Живы, я уверена, они до сих пор играют в шахматы. Я не знаю там одну фамилию Долинский. То есть я уверена, что они все в шахматах

МГ: Игорь спрашивает, мешает или помогает мышление шахматиста в повседневной жизни.

АК: Вряд ли оно может мешать. Может мешать только тогда, когда надо принимать. Тяжело сказать, когда мешает. Может быть, расчет вариантов, то есть постоянно пытаешься заглянуть вдаль, когда это не надо, рассчитать что-то.

МГ: «Саша, поздравляю тебя с большим успехом, счастлив за тебя и за папу, хочу задать один вопрос. Нравится ли тебе эта система, по которой разыгрывается» Лилиенталь какой-то

АК: Это гроссмейстер.

МГ: Я говорю «какой-то», потому что я не уверен, что это тот Лилиенталь. Господин Лилиенталь, на ваш вопрос уже ответили. «Как ты относишься к гроссмейстерам с буквой „К“ Карпов, Каспаров, Крамник?»

АК: Сильные гроссмейстеры. Я тоже попытаюсь стать сильным гроссмейстером

МГ: Не выделяете никого из них?

АК: Надо?

МГ: Не надо. Может быть, кто-то из них вам больше импонирует не как человек, а может быть, и как человек, и как шахматист.

АК: Я не могу сказать, я обычно не выделяю.

МГ: Но вы изучаете, как они играют.

АК: А как же без этого?

МГ: «Не считаете ли вы что в отсутствие Юдит Полгар этот чемпионат можно назвать несостоятельным? Спасибо, Андрей».

АК: Юдит Полгар, если я не ошибаюсь, играла и принимала участие, но она принимала участие в мужском чемпионате мира, и я считаю, неудачно, она во втором круге просто вылетела, Милову она проиграла.

МГ: «Уважаемая Александра, почему сейчас ведущие гроссмейстеры редко применяют длинную рокировку давлением на королевском фланге, атаку, которую успешно применяли Ботвинник, Фурман и Карпов?» — спрашивает Дмитрий.

АК: Он уверен, что они редко применяют?

МГ: У нас слушатели знают все лучше, чем вы, и играют в 5 раз лучше в шахматы, чем вы.

АК: Ну тогда извините. Но все же я уверена, что длинная рокировка до сих пор популярная, то есть пользуются, иногда, конечно, редко, но бывает.

МГ: Вызнают какие-то подробности. «Готовите ли вы себе смену в лице младшей сестры Оксаны и в какую силу она играет?» Пусть папа ответит.

КК: Оксана играет на уровне женского кандидата в мастера. Ей 14 лет, в отличие от Александры, с ней я так не возился, скажем так, не хватило немножко времени. Потому что разница между ними в 3,5 года — это все-таки большая разница, трудно было. Или Александре надо было спускаться до уровня Оксаны, или Оксане совершать невозможное, подниматься до уровня Александры, но это невозможно. Поэтому я решил

АК: Она у нас другую стезю выбрала. В шахматы не чувствуется, что она рвется заниматься, но она хочет стать спортивным журналистом.

МГ: А что это за невероятная история у нас была в Америке? Расскажите в двух словах, а я вам за это подарю песню «Александра»

АК: Я не была в Америке. А было так. Девочка американка, мы с ней давно знакомы, она эмигрировала из России в Америку, и ей включили эту песню, «Александра», и говорят вот видишь, как Саша популярна. А я стала чемпионкой мира до 12 в 96-м. И включили и говорят видишь как Саша популярна в России, в Москве, ей эту песню сочинили, это ей посвящена песня. Девочка поверила.

МГ: Может быть, так и будет.

АО: Хотели и КК, и Саша сами что-то сказать, обратиться к болельщикам.

МГ: Торжественное обращение к советскому народу гостьи нашей.

АК: Хочется поблагодарить всех тех, кто болел, потому очень приятно, когда тебя поддерживают и когда чувствуется эта разница, когда поздравляли меня после победы и когда поздравляли в финале Чжу Чень. И очень приятно, что каждый день приходили письма в Интернет и на сайте все оставляли свои записи. Здорово. Спасибо всем, кто болел и поддерживал.

КК: Я тоже очень хотел бы поблагодарить всех россиян. И не только из России, много было писем из-за рубежа, даже есть письма из Китая. И еще я хотел бы поблагодарить лично Григория Алексеевича Явлинского и партию «Яблоко» за ту поддержку, которую они оказывали с 94 года. Вы не поверите, именно с 94-го года Григорий Алексеевич на равных принял Александру, подписал журнал, Александра тогда еще была совсем маленькой девочкой, которая просто играла в шахматы. И он угадал

МГ: Мудрый политик.

КК: И этот политик поддерживал, партия этого политика поддерживала на протяжении 7 лет. То есть это не какие-то фальсификации, это действительно так, это истина.

МГ: Спасибо Григорию Алексеевичу. Спасибо и вам большое. Успехов вам.

назад
Rambler's Top100
   © 2008 - 2016. Все права защищены.
Шахматная гостиная им. В.Я. Дворковича.
Разработка РБК СОФТ